Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает оказание Заявителю государственных услуг по принципу одной инстанции. Для Заявителя это означает конец сбора бесчисленных справок для получения государственной услуги: всю информацию, хранящуюся в органах государственно власти, ведомства, предоставляющие услугу, обязаны собирать самостоятельно.
Ключевое звено в реализации этого проекта – обеспечение межведомственного электронного взаимодействия (МЭВ). С началом в апреле 2011 г. активной фазы реализации закона ФЗ-210 компания ОТР активно включилась в этот процесс. В ходе работы в составе экспертной группы Минэкономразвития России над вопросами методологического обеспечения межведомственного взаимодействия специалистами компании ОТР были сформулированы подходы к проектированию МЭВ, взятые за основу для всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
Одновременно с этим ОТР активно включилась в работу по помощи ведомствам в переходе на МЭВ. С учетом логики выполнения перехода, состав работ разделялся на две большие темы: проектирование и регламентация бизнес-процессов МЭВ (составление и согласование технологических карт межведомственного взаимодействия – ТКМВ, административных регламентов) и техническая реализация (разработка специализированного ПО для обеспечения интеграции ведомств в контур системы межведомственного взаимодействия – СМЭВ).
В ходе выполнения пилотных проектов федерального уровня для таких распределенных структур, как МЧС, ФАС России, Министерство регионального развития, Россельхознадзор, накоплена экспертиза в реализации электронных сервисов с учетом архитектурных особенностей информационных систем участников, экспертиза в реализации запросов, объединении их в единый бизнес-процесс (регламент) по оказанию услуги.
За истекший период компанией ОТР были выполнены для ФОИВ следующие работы:
МИД России
- разработаны и зарегистрированы в СМЭВ три электронных сервиса;
- разработаны модули автоматизации процедур межведомственного взаимодействия при предоставлении семи государственных услуг;
МЧС России
- разработаны и зарегистрированы в СМЭВ три электронных сервиса;
- разработан и зарегистрирован в СМЭВ электронный сервис приема заявлений из ЕПГУ (Единый портал государственных и муниципальных услуг);
- разработаны модули автоматизации процедур МЭВ при предоставлении трех государственных услуг;
Министерство регионального развития
- разработан и зарегистрирован в СМЭВ электронный сервис для приема заявлений с ЕПГУ и МЭВ;
- разработаны модули автоматизации процедур МЭВ при предоставлении двух государственных услуг;
Федеральная антимонопольная служба
- разработан и зарегистрирован в СМЭВ электронный сервис МЭВ;
- разработаны модули автоматизации процедур МЭВ при предоставлении одной государственной услуги;
Россельхознадзор
- разработаны шесть ТКМВ;
- разработаны модули автоматизации процедур МЭВ при предоставлении шести государственных услуг;
Федеральная служба по тарифам
- разработаны четыре ТКМВ.
Масштабные работы по организации МЭВ проведены ОТР в регионах. Это – разработка и тиражирование на уровень территориальных подразделений единой методики согласования МЭВ и политики информационного обмена, создание и успешное применение технологии унификации муниципальных услуг, технологии автоматического формирования административных процедур для создания регламентов обработки поступающих запросов по оказанию услуг.
Среди субъектов РФ заказчиками ОТР стали:
- Волгоградская область
- Республика Башкортостан
- Республика Марий Эл
- Калужская область
- Республика Карелия
- Ненецкий Автономный округ
- Смоленская область
- Рязанская область
- Республика Мордовия
- Республика Чувашия
- Камчатский край
- Ивановская область
- Нижегородская область
- Новгородская область
- Московская область
- Республика Якутия
- Ульяновская область
В рамках решения задачи перехода субъектов на межведомственное взаимодействие получены следующие результаты:
- разработаны и утверждены ТКМВ;
- развернута региональная система межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ), разработаны и зарегистрированы в РСМЭВ электронные сервисы, обеспечивающие предоставление необходимых данных;
- внесены изменения в нормативно-правовые акты субъектов РФ, снимающие ограничения в предоставлении данных по межведомственным запросам;
- обеспечена юридическая значимость информации, предоставляемой в рамках электронного межведомственного взаимодействия.
Являясь де-факто проектным офисом Минэкономразвития по переходу на МЭВ, компания ОТР разработала уникальную Систему мониторинга исполнения федерального проекта по организации межведомственного взаимодействия, опираясь на которую координировала и организовывала работу всех ФОИВ по переходу на МЭВ. Информация из Системы мониторинга ложилась в предоставляемые Аппарату Правительства еженедельные статистические отчеты и регулярные аналитические справки.
Для контроля и управления региональными проектами перехода на МЭВ была разработана специализированная система, учитывающая местные особенности (например, планы муниципалитетов – типовые) и обеспечивающая сквозную интеграцию с федеральной системой мониторинга. Это позволило существенно снизить нагрузку на субъекты по отчетности в части межведомственного взаимодействия, а также на уровне федерального центра контролировать процесс с детализацией вплоть до муниципалитетов и сельских поселений.
Используя принципы проектного управления и ролевое распределение работ, в ОТР фактически разработана тиражная технология перехода на МЭВ «под ключ». В ее активе - библиотека уникальных ТКМВ, «дорожная карта» работ по реализации каждой услуги, технология обучения пользователей, средства контроля качества каждого этапа проекта и многое другое.